На самом деле, их больше, но хотелось бы остановиться на тех основных, которые сразу привлекают внимание экспертов, оценивающих заявки, консультирующих по проектам или принимающих решение о возможности реализовать данную инициативу/проект в том или ином районе или регионе.
Данная тематическая область в плане социального проектирования довольно актуальна у нас в регионе, перспективна и вызывает стремление у многих активистов и некоммерческих организаций сделать что-то полезное для достижения общественного согласия и предотвращения страшных преступлений и терактов, которые, к сожалению, имели место в нашем регионе.
Сначала предыстория вопроса. С 2017 некоммерческая организация «Социальные стратегии» реализует проекты по поддержке НКО. За это время было дано не менее 100 консультаций по проектам, которые в качестве основной цели или одной из задач заявляли о предотвращении радикализма и экстремизма. И, в основном, это были молодежные проекты или ориентированные на детей и молодежь.
Нужно отметить также, что консультанты проекта знают о том, что «работает», не понаслышке и заинтересованы в том, чтобы успешных и качественных инициатив в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений было больше, чтобы они становились все эффективнее и вовлекали как можно больше целевых групп. Потому что мир и согласие в нашем регионе должно стать общим делом для всех его жителей.
С 2019 года консультанты проекта участвовали в мероприятиях экспертной сети межрегионального проекта по предотвращению или по превенции радикализма и экстремизма на Северном Кавказе и в Республике Татарстан, благодаря чему ознакомились с опытом соседних регионов и даже стран в этой сфере.
Данные рекомендации – результат обсуждения и осмысления опыта нашего региона, а также коллег по экспертной сети. Советуем обратить внимание на те моменты, о которых пойдет речь далее.
- Уникальность инициативы, инновационность. Это не значит, что никто подобных мероприятий не проводил до вас и не проводил такого рода проектов где-то в другом городе (или даже в том же самом). Это значит, что в этой инициативе присутствует ваш уникальный опыт, ваше видение, вы задаете свой неповторимый контекст, свою целевую группу, вы адаптируете к нему, возможно, привычные подходы и практики, т.е., делаете то, что делали до вас, но немного иначе, уже с другой осознанностью. Или реализуете свои или не свои идеи там, где никто до вас этого не делал (естественно, предполагается, что вы в этом убедились). Двух абсолютно идентичных проектов быть не может по определению! Один и тот же дизайн проекта или мероприятия всегда будет различаться содержательно.
Что экспертам приходится видеть на практике? К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что чья-то успешная проектная заявка просто копируется. Меняется только география проекта. Это даже не вопрос этики. В сфере социального проектирования не приходится говорить об авторских правах, т.к. изначально все создается для общественного блага, и это до сих пор вызывает полемику. Однако было бы, как минимум, этично и логично сослаться на опыт коллег при описании выбора средств и методов реализации вашей инициативы, указав, какие изменения в их использовании внесли лично вы (доработали сам метод, адаптировали к этнокультурной специфике вашей целевой аудитории, изменили возрастной состав целевой аудитории и т.п.). Что нового в том, что вы делаете?
- Правовое поле. Не будем приводить здесь нормативно-правовую базу, связанную с противодействием экстремизму, межнациональной политикой и т.п. Ограничимся только напоминанием о том, что знать законы и быть в курсе их изменений – обязательное условие для успешных инициатив в этой сфере. Благо, она вся доступна сейчас в сети интернет. И федеральная, и на уровне субъектов Федерации, и даже муниципальная.
Нормативная база уже содержит практически всю необходимую терминологию, определения, и это – совсем не та сфера, где допустимы разночтения и вольные трактовки, потому что их цена – высока.
Также нужно понимать, что проблема радикализма и экстремизма междисциплинарная. Поэтому, работая в смежных областях, необходимо изучить и их правовое поле. Например, ориентируя свои проекты на педагогов или школьников, с пониманием относиться к тому, что территориальный орган управления образования (в нашем случае, Министерство образования) должен будет ознакомиться с вашей идеей и вам придется учесть его рекомендации. Это важно и на этапе планирования (составления Плана мероприятий): сможете ли вы согласовать своим мероприятия, сколько примерно времени это займет, как вы можете на это влиять? Если вы не даже не предполагаете ответов на эти вопросы на этапе планирования, вам будем сложно управлять рисками на этапе реализации проекта.
С чем приходится иметь дело при оценке проекта/идеи? Собственно говоря, с отсутствием правовой грамотности в данном вопросе! И даже с такими текстами заявок, которые могут быть трактованы как радикальные (например, там могут встречаться высказывания или идеи националистического толка). Излишне говорить, наверное, насколько это серьезно. Особенно, если вы готовитесь представлять эту заявку на важных федеральных площадках! Поэтому задумайтесь, как часто вы проводите правовую экспертизу своих проектов на этапе планирования? И почему вы этого не делаете?
- Ориентированность на результат. Четкое понимание того, к чему вы хотите, можете и должны прийти, является основополагающим. Если вы можете описать то, что у вас есть на выходе, — именно так, в настоящем времени, конкретно и измеримо, обосновав по пунктам, — ваша проектная идея обречена на успех. Под словом «успех» мы имеем в виду не то, что ваша заявка выиграет грантовый конкурс! Мы говорим об успехе в контексте достижения результатов, той цели, ради которой все задумывалось.
В нашей практике мы не раз сталкивались с тем, что для успешной инициативы всегда необходим четкий образ результата и далеко не всегда — какие-то значительные ресурсы, которые еще и нужно где-то искать.
Если эксперт четко понимает с ваших слов или из вашего концепта, заявки, чего вы хотите достичь, ему проще оценить и то, что вы планируете предпринять, насколько это достижимо, как это будет измеряться.
Что на практике? На практике, — и это происходит не только с проектами в сфере предотвращения экстремизма и радикализма, — команда или автор проекта приходит с запросом: «Не знаю, что писать в результатах». Потому что сам результат бывает расплывчат и недоказуем (см. п. Измеримость). Иной раз это вообще «антирезультат». Так сложилось, что результаты просят указать в конце заявки или концепта. Наверное, поэтому мало кто думает о них в первую очередь. На вопрос консультанта: «А чего вы хотите достичь?» — в большинстве случаев следует рассказ о том, что команда проекта хотела бы делать. А вопросы: «Как вы поймете, что результат от вашей работы есть? Как он выглядит? Как он проявляется?» — приводят, как правило, в замешательство. И если у вас сейчас есть в разработке какая-то идея, как бы вы ответили на эти вопросы?
- Измеримость. Критерий, тесно связанный с тем, о чем говорилось в предыдущем пункте. Измерить ваш результат вы можете, только четко его описав, а также описав проблему. Конечно, для проектов по предотвращению радикализма и экстремизма нет какой-то системы измерения. Выразить результат в «граммах», увы, не получится. А что получится?
Нужно исходить из того, что ваш проект направлен на решение какой-то конкретной проблемы, которую вы себе очень хорошо и четко (!) представляете. Это значит, что вы знакомы с исследованиями, практиками ее решения (и не обязательно, что вы с ними согласны), а также у вас есть понимание причин проблемы, ее корней и того, на что именно вы можете влиять! Все это по пунктам вы излагаете в разделе, посвященном описанию проблемы или актуальности проекта. И только имея перед глазами описание проблемы и результат, вы можете предположить, что из этого вы можете измерять, какими инструментами и в каких единицах.
Например, проблема своевременного предупреждения радикализма и экстремизма и преступлений на этой почве – проблема комплексная и затрагивает не только СКФО или Россию. Но мы выделяем отдельные группы, к которым у нас есть доступ, с которыми мы понимаем, как можно построить работу. То есть, мы уже можем посчитать, сколько человек охватит наш проект. И еще мы можем посчитать, на какое примерно число людей/организаций этот проект повлияет опосредовано (обычно это – ближайшее социальное окружение нашей целевой аудитории).
Или же, если мы хотим влиять на психологические установки, то мы будем исходить из той системы оценки результата работы, которые приняты в этой профессиональной области. Мы будем использовать инструменты психологической диагностики, выражая результаты в процентах, баллах, шкалах. Если у нас образовательные мероприятия, то мы проводим тестирование. Как правило, такого рода инструменты используются в самом начале проекта (понимание состояния вопроса на «входе»), на промежуточном этапе (как идет движение к цели, внесение корректировки в проект, если нужно) и на итоговом этапе, соответственно.
Еще удобно использовать такую технику НЛП, как метамодель языка. Ее подробное описание совсем не сложно найти в интернете и применить ее, чтобы вам было удобнее измерять свой результат, составлять анкеты обратной связи, а также более четко обрисовать проблему и ваше понимание методов ее решения.
В принципе, вам никто не мешает разработать свою шкалу и свою систему оценки. Главное, внятно ее обосновать с опорой на опыт и научные исследования в этой сфере.
А с чем работают наши консультанты? С весьма приблизительным описанием проблемы и с возражениями авторов, что такие вещи, как «повышение осведомленности», «повышение уровня толерантности», «преодоление радикальных установок» и т.п. в цифрах выразить ну никак нельзя. Или, к примеру, авторы заявки говорят, что им сложно «посчитать», как на гармонизацию межнациональных отношений и снижение конфликтности влияют те или иные инициативы в области культуры и искусства, но они уверены, что «ведь как-то же влияют», поэтому указали это разделе о результатах.
И работая совместно с нашими клиентами над их идеями, в совместном поиске ответов на эти вопросы, мы сами для себя делаем немало открытий в этой области. Что есть прекрасные диагностические материалы, которые могут быть использованы в профилактических проектах. В открытом доступе! С электронной обработкой данных, что существенно сокращает ваши временные затраты! Что о том, как влияют произведения искусства, написана не одна статья, и вам остается только выбрать нужные эффекты и составить опросник для своей целевой группы. И много еще других практически применимых инструментов и идей для измерения «неизмеряемого». А на что бы вы опирались, измеряя результаты вашего проекта/мероприятия и почему?
- Акцент на превенцию. Утверждение, что негативные явления лучше предупредить, чем потом справляться с ними и их последствиями, уже вряд ли вызовет возражения у специалистов. Понятно, что и с самим явлением приходится что-то делать, раз уж оно есть, но все же лучше его не допустить, особенно, если речь идет о возможных преступлениях, продиктованных крайними взглядами, о радикализации обычных для любого общества конфликтов, возникших, на первый взгляд, на фоне простых повседневных решении и ситуаций. О масштабах последствий говорить не будем, они и так понятны любому, что изучал историю или анализирует, что происходит в сегодняшнем мире, а тем более тем, кто выбрал для себя общественную деятельность.
То есть, необходимость и эффективность превенции, казалось бы, вопросов не вызывает, но что на практике?
Большая часть идей и заявок (наверное, в среднем процентов на 70%), побывавших у нас в работе, никаких или почти никаких мероприятий по предупреждению радикализма и экстремизма не содержали. И даже в том случае, если это было одной из задач проекта или было указано в качестве социального эффекта.
В основной массе эти инициативы «упакованы» в проектах по межнациональному и межрелигиозному согласию, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, развитию и возрождению национальной культуры и искусства, реже в образовательных проектах и проектах по социальной поддержке тех или иных социальных групп. Где-то это добавлено, чтобы придать проекту «значимости», где-то это – одна из задач, обычно неосновная. И еще проблематику «межнациональные отношения» путают с проблематикой «патриотическое воспитание» или «сохранение национальной культуры»: заявлено одно – пишут про другое.
Практически во всех заявках наличествуют проблемы, о которых говорилось выше, в предыдущих пунктах: нет четкого представления проблемы и результата, нет новизны, вопросы к использованию терминов и формулировок и т.п. Но это все решаемо.
Остается вопрос: а почему бы все-таки превенцию не сделать основной задачей вашего проекта?
- Презумпция невиновности целевой группы. «Почему именно нам вы об этом говорите: мы же никому резать головы не собираемся?» К сожалению, не на ровном месте возник этот вопрос, а прозвучал, и неоднократно, из уст тех самых людей, на которых была направлена традиционно вся мощь профилактической, воспитательной и патриотической работы.
К этому вопросу нужно быть готовым. Нужно хорошо исследовать свою целевую аудиторию, ее психологические особенности и ее потребности и быть готовым тактично и доходчиво ответить. Иначе задеть чувства людей – значит сделать дальнейший диалог невозможным. И всю дальнейшую работу бесполезной.
А как это отражается в заявках? Графа «Описание целевой группы и ее потребностей» обычно вызывает трудности при заполнении. В лучшем случае, описано в общих чертах. Ответы на вопрос о том, почему целевая группа именно эта, тоже ставит, как правило, в тупик.
Так получилось, что практически все прорецензированные нами проекты в рассматриваемой тематической области включают в себя мероприятия «разговорного жанра», соответственно, те вопросы, которые сначала были у экспертов, оценивающих заявку, могут возникнуть и у целевой аудитории.
Можно сразу планировать проект так, чтобы вопрос отпал сам собой. Например, целевая группа позиционируется не как «предполагаемые носители радикальных взглядов», такая наивная и легкая «добыча» рекрутеров из бандформирований (бывают ведь и идейные «одиночки», кстати), а как участники какой-то общей деятельности по предотвращению радикализма и экстремизма. Эта деятельность может быть очень творческой. В ходе работы участники получат массу полезных навыков и сами поработают (пусть и при вашей помощи) над своими установками.
Либо целевая группа – выгодоприобретатель. Знания и навыки, полученные в ходе тренингов, занятий и практической работы, они смогут использовать в своей профессиональной и общественной деятельности. То есть вопрос «почему мы?» заменяется вопросом «а что мы получим?»
В общем, вариантов масса, на самом деле, нужно просто отнестись к целевой аудитории не как к объекту деятельности своего проекта или мероприятия, а как к субъекту. Тогда появляется шанс, что «эта категория лиц» превратится в сторонников и помощников в вашем деле. Иначе мы получаем явление, известное как «сопротивление объекта». И никакой выигранный грант не поможет вам успешно реализовать ваш проект!
Как вы думаете, в какой роли обычно выступает целевая аудитория в ваших проектах?
- Установки и ценности членов команды. Последнее и самое важное, наверное. Общественная деятельность – постоянная работа прежде всего с сами собой. Несмотря на пользу, которую любой общественник, активист стремится принести окружающему миру, он пытается реализовать некую личную миссию. В проектах «человек – человек», как и в воспитании детей, работает не то, что выговорите, а то, что вы думаете и как поступаете. Ведь мы транслируем все и воспринимаем скорее на невербальном уровне. А поскольку мы все неидеальны, то работа над собой – самое важное дело нашей жизни, от которого зависит успех всех остальных.
С чем сталкиваемся? С непониманием активистов, что главный ресурс инициатив и организаций – мы сами. И в этой роли мы часто себя недооцениваем. Или переоцениваем. Так тоже бывает. И в результате разочаровываемся, выгораем или с кем-то ссоримся. Одобряем радикальные жесткие меры и готовы идти напролом. Еще и тема у нас непростая, и деятельность приходится вести не всегда в комфортных и понятных условиях. То законы поменялись, то люди, принимающие решения, то еще какие-то обстоятельства… Мы часто видим на консультациях очень уставших и даже разочарованных людей.
Могут ли быть эффективны люди в таком состоянии? Давно ли вы уделяли время себе?
С пожеланием мира, согласия и успеха во всех начинаниях, ваши консультанты.