13 июля члены Кабардино-Балкарского регионального отделения «Деловой России» приняли участие в очередном заседании отраслевого комитета организации по профессиональному образованию и подготовке кадров: заместитель председателя Индира Гузеева участвовала в заседании очно, делоросс Елена Москаленко присоединилась к совещанию в рамках онлайн видеоконференции.

В рамках первого вопроса заседания члены комитета обсудили подходы к разработке базовой модели компетенций цифровой экономики. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р в стране реализуется Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», важной составной частью которой является направление «Кадры и образование», Агентство стратегических инициатив определено в качестве Центра компетенции по кадрам и образованию Программы (Центр компетенций). Важнейшей составляющей в работе Центра компетенций является разработка базовой модели компетенций цифровой экономики. По сути – это новая методология образования, знаменующая собой переход от знаниевой парадигмы образования «ЗНАЮ» к компетентностной парадигме образования «МОГУ». Над данной трансформацией сегодня работает весь мир, и надо отметить, что Россия в подобного рода разработках находится среди передовых стран. К предпосылкам создания базовой модели компетенций цифровой экономики можно отнести: вызовы цифровой экономики, требующие развития специальных компетенций у всех членов общества и продуктивной деятельности»; необходимость формирования личности гражданина для жизни в информационном обществе в условиях цифровой экономики»; объективное отставание системы образования от требований времени. Необходимо отметить, что в условиях цифрового (сетевого) общества в требованиях работодателей в приоритете не столько сформированность знаний и умений у будущего работника, сколько сформированность компетенций цифровой экономики, личностное развитие, умение работать в команде, в удаленном доступе, гибкость к смене социальных ролей. Рассматривая вопросы формирования базовой модели компетенций цифровой экономики, понимается, что это образование на протяжении всей жизни человека. В данном случае, интеграция образовательной, профессиональной, социальной и культурной деятельности человека при разработке модели является принципиально важной. Управление деятельностью в условиях цифровой экономики обеспечивается высоким уровнем вовлеченности и компетентности человека. Этот уровень достижим в условиях, когда компетенции формируются и развиваются непрерывно, наращиваются постоянно в течение всей жизни при личной активной заинтересованности человека в саморазвитии и профессиональном совершенствовании. К сожалению, существующая национальная система образования и подготовки кадров ориентирована на стандартизированные формы получения образования и мало приспособлена для реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Действующая система обуславливается ее ресурсной базой и исторически сложившимися методологическими подходами, образовательными технологиями. Общее образование, профессиональное, высшее, дополнительное, корпоративное, обучение на рабочем месте осуществляются по образовательным стандартам и программам, которые не обеспечивают преемственность в интересах развития личности гражданина и профессионала в условиях цифровой экономики и, как следствие, развития самой цифровой экономики.

Следующим вопросом члены комитета обсудили проектное мышление и предпринимательство через организацию практики наставничества в системе среднего профессионального образования. В числе методов формирования проектного мышления названы практика Интеллекта, нестандартный подход, индивидуальный подход к каждому студенту, позитивная команда и семейных дух, коммуникации, гибкость.

Особенности образовательного процесса должны быть построены таким образом, чтобы имели место программы обучения, разработанные представителями отрасли. Каждая специальность должна иметь своего куратора из отрасли, а сами программы проходить аккредитацию на соответствие европейской рамке профессиональных квалификаций TQ. Преподавателями профилирующих дисциплин должны быть ведущие ТОП-менеджеры IT-компаний, а частью образовательного процесса должна стать разработка и внедрение собственных проектов студентами. Также отмечено, что инструментом мониторинга и оценки должна являться независимая международная сертификация с выдачей документа. Также отмечена необходимость предоставить студентам возможность трудоустройства со 2-го курса по трудовой книжке.

В рамках следующего вопроса повестки дня члены комитета говорили о международной сертификации и работе опорных площадок повышения цифровой грамотности на примере международной сертификационной Олимпиады «Траектория будущего» — первого в России соревнования международного уровня с возможностью прохождения авторизованной сертификации по продуктам крупнейших мировых разработчиков. Опорными площадками Олимпиады являются образовательные организации по всей территории Российской Федерации, стремящиеся активно использовать инновационные технологии в образовательном процессе. Участники Олимпиады: учащиеся и сотрудники образовательных организаций в возрасте от 13 до 21 года, владеющие навыками работы в программных продуктах мировых разработчиков. – преимущества Олимпиады: прямое сотрудничество с крупнейшими разработчиками программных продуктов; – независимость оценки навыков; – возможность пополнения личного портфолио сертификатом международного образца, признаваемого в 160 странах мира.

Также в рамках заседания рассмотрели тематические блоки к обсуждению в рамках мероприятий Комитета по профессиональному образованию и подготовке кадров на период с июля по декабрь 2018 года.

На полях состоявшегося заседания Индира Гузеева обсудила с членами комитета формат авторского проекта Кабардино-Балкарских делороссов «Молодежная бизнес-школа» и предложила коллегам сотрудничество в его реализации.