30 октября директор АНО «Социальные стратегии», Этери Хохоева, приняла участие в работе, круглый стол «Театр как реабилитационная практика: перспективы развития в РСО – Алания», которое объединило представителей различных сфер общества в стремлении поддержать инклюзивное искусство.
Тема круглого стола открывает важный диалог о том, как инклюзивные театры могут служить инструментом социокультурного развития и реабилитации.
Уникальность данного проекта заключается в его направленности на решение проблемы социализации людей с ограниченными возможностями (ОВЗ) с 18 лет и старше. В нашей стране государство предоставляет поддержку детям с ОВЗ до 18 лет. Однако, по достижении ими совершеннолетнего возраста, возникает впечатление, что государство перестает обращать на них внимание, и проблема остается нерешенной. Этот проект направлен на решение проблем социализации и реабилитации людей с ОВЗ, продолжая тему их включения в общество.
И это могут подтвердить простые цифры с сайта Фонда Президентских Грантов (ФПГ). За 5 лет из 1800 поданных заявок, победителями конкурсов — в форме проектов инклюзивных театров стало более 500 проектов, т.е. около 1/3. Статистика поддержки проектов на ФПГ всего лишь 10 %. Должны были поддержать 180, а поддержали 500. Т.е. государством и в экспертном сообществе данный инструмент уже признан как работающий и обладающий прекрасными реабилитационными свойствами. А кроме ФПГ, есть Президентский Фонд Культурных Инициатив (ПФКИ), а также фонды при Министерствах Культуры и частные фонды, до недавнего времени Конкурс Культурная мозаика, где также поддерживались подобные проекты.
Кроме того, все эти проекты не просто проекты, а некая среда, состоящая не только из реабилитируемых, но и из их близких, родственников, сочувствующих, неравнодушных граждан, каждый из которых вносит огромный вклад в социализацию и реабилитацию этих людей. Таким образом, создается социокультурное сообщество, центром которого является инклюзивный театр, как точка притяжения.
История взаимодействия Ресурсного центра АНО «Социальные стратегии» с инклюзивным проектом началась в 2018 году на молодежном форуме Машук, куда приехала замечательная 18 летняя девочка с очень глубоким проектом «Мои идеи, твое воплощение», в котором волонтеры помогают создавать дизайнерскую коллекцию одежды людям с ОВЗ. Конечно, у экспертов конкурса тут же возникли вопросы, откуда такая глубина и знание вопроса. Оказалось, что это была Екатерина Провоторова, дочь руководителя проекта «Открытие» Натальи Провоторовой. И конечно, благодаря значимости и актуальности вопроса, поставленного в основе этого проекта, он был поддержан Росмолодежью.
Дальше была открыта АНО «Арктур», реализованы как самостоятельные, так и совместные проекты, создана Театральная Лаборатория, организовано выступление на сцене Академического Русского драм театра имени Е. Б. Вахтангова, продолжалась постоянная поддержка своими собственными силами, были проекты музыкальной студии Ханзарифы Хабаевой, которая неоднократно подавала их на ФПГ и в итоге победила и теперь активно реализует уже 4 проект.
Позже стали выявляться такие самородки как Земфира Фидарова, которая обучает детей с инвалидностью собственными силами без оглядки на гранты. Мадина Кайтмазова, которая в своей музыкальной студии занимается с детьми с ОВЗ танцами и делает целые театральные шоу, и много других талантливых людей, которые делают уникальные вещи, там, где другие махнули рукой и отделили себя и них.
Отдельно можно упомянуть о роли Союза театральных деятелей РСО-Алания и его заместителе председателя Фатиме Пагиевой, которая ко многим из этих проектов приложила свои талант, упорство и мудрость. Ее проект Инклюзивного театра на базе дома интерната «Забота», « Свадьба» сложно забыть.
Но самое главное, рассказывая о влиянии проектов на социум, на то как родители особенных детей, и взрослых детей от 18 лет, которые перестают поддерживаться государством с удовольствием ходят на репетиции, приводят своих детей, становятся более улыбчивыми и радостными, получают новые профессии, как Татьяна, и получают предложения от организаций, которые в них искренне заинтересованы, а дети и взрослые с ОВЗ становятся более самостоятельными, активными, начинают раскрываться благодаря животворящей силе театра, это все дорого стоит, и в очередной раз доказывает, что:
Инклюзивный театр — это мощное средство социокультурного развития и инклюзии. Он объединяет людей с разными способностями и создает возможности для всех участников. Мы должны продолжать поддерживать и развивать инклюзивные театры, чтобы обеспечить инклюзивное и равноправное общество.
Что касается самих театров, то в России, как и во многих других странах, существуют три типа инклюзивных театров, каждый из которых имеет свои особенности и ценность:
- Профессиональный инклюзивный театр: В этом типе театра профессиональные актеры участвуют наравне с людьми с инвалидностью. Регулярные репетиции и публичные выступления делают этот формат наиболее инклюзивным. Он способствует развитию чувства «включенности» на всех уровнях общества, включая макро, мезо и микроуровни.
- Партисипативный инклюзивный театр: Здесь под руководством театрального специалиста принимают участие только люди с инвалидностью. Этот формат предоставляет участникам возможность развивать свои актерские навыки, что способствует их социальной интеграции и саморазвитию
- Реабилитационный инклюзивный театр: В этом случае задействованы только люди с инвалидностью, и основная цель — дальнейшее восстановление. Этот формат помогает участникам преодолевать физические, интеллектуальные или психологические барьеры, и восстанавливаться через искусство.
Инклюзивный театр объединяет на 3-х уровнях:
- Макроуровень означает признание индивида обществом и его «принятие» в разных средах, включая публичную. Это способствует созданию инклюзивного общества.
- Мезоуровень связан с поддержкой коллектива. Инклюзивный театр обеспечивает поддержку и взаимодействие между участниками, что способствует социальной интеграции.
- Микроуровень включает в себя изменение самовосприятия индивида и нормализацию его идентичности через рост социального капитала, активностей и возможностей.
Понимание этих уровней помогает оценить влияние инклюзивного театра на социокультурное развитие и реабилитацию. Можно увидеть, что инклюзивные театры, особенно профессиональные, имеют наибольший инклюзивный потенциал, так как они способствуют включенности на всех уровнях общества.
В заключение, инклюзивный театр — это мощное средство социокультурного развития и инклюзии. Он объединяет людей с разными способностями и создает возможности для всех участников. Мы должны продолжать поддерживать и развивать инклюзивные театры, чтобы обеспечить более инклюзивное и равноправное общество.
ПоделитьсяСохранить в закладках
1 просмотр1 упоминание
час назад